Ирина Петровна Погодина - музыкант, педагог, методист
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Что дает музыка кроме музыки. Часть 4
Устные предметы и музыка

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не
только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает
все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, играющий
«Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку
осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все
излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.


Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что
у него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными
функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык
вспоминается больше руками, а не головой.


Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно
овладение другими видами искусств...


История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному
роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был
скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был
первым, кто изучил природу вокального искусства. Александр Сергеевич Грибоедов,
русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом.
Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке...


Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим
видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает
эмоции, улучшает личностные качества.


Рассказывает учительница музыки: 


<i>Отец моей любимой ученицы Наташи – известный ученый, а потому сторонник
целенаправленного воспитания. Будущее своей дочери он видел в науке. Занятия
дочери одновременно в музыкальной и художественной школе его очень беспокоили,
так как он считал, что она зря «распыляет» свой потенциал. А&nbsp;участие в
конкурсах и концертах он считал нецелесообразным растрачиванием сил.</i>


<i>Свои соображения он излагал на бумаге. В&nbsp;дневнике девочки я часто
находила записки, в которых говорилось, что, хотя его дочери и «не наступил
медведь на ухо», талант у нее явно отсутствует, а значит, и нет смысла
заниматься музыкой. Он предлагал провести следующий эксперимент: пусть Наташа
на время оставит занятия, и если она по собственной инициативе не подойдет к
инструменту, то музыку надо бросать, чтобы зря не тратить время. У меня
сжималось сердце. Иногда я, уступая просьбе отца, спрашивала у девочки:
«Наташа, может быть, попробуем сделать так, как советует папа?» – но она
отвечала отказом.</i>


<i>Ничего не изменил и приход отца в школу (надо пояснить, что наша
школа-гимназия имеет музыкальный класс). Выкроив время, он пришел поговорить с
нами с глазу на глаз, пытаясь убедить нас в том, что исполнительское мастерство
– не стезя его дочери. Он так и сказал: «У нее другая стезя». – «Не
волнуйтесь,&nbsp;– уговаривала я его, если ребенка освободить от "лишнего”
занятия, качество других не возрастет. Ваша девочка успевает везде, хватит
времени и на науку, в ней как бы сидит жажда познания». «Какая еще там жажда?»&nbsp;–
снисходительно улыбнулся ученый муж, но все-таки «отпустил вожжи». На экзамене
моя любимая ученица играла так, что я старалась скрыть слезы радости. Это было
ее первое выступление – ее первый звездный час. Она показывала не технические
результаты – ее чувство музыки было превосходным. Она играла не учебную
программу. Она играла свою жизнь, и под ее игру я вспомнила и то, как она
пришла ко мне в первый раз, и папины послания, и запреты участвовать в
конкурсах, обильно политые слезами девочки... Из нашей с ним борьбы – увы! –
никто не вышел победителем, потому что после экзамена Наташа призналась мне,
что хочет быть художником. А может быть, в этом есть заслуга и музыки?</i>


Конечно, есть. Во-первых, девочка могла выбрать<i>, </i>чем ей заниматься в
дальнейшем, потому что имела представление и о науке, и о живописи, и о музыке.
Во-вторых, она приняла самостоятельное, независимое ни от мнения учителя, ни от
мнения отца решение, что говорит о полной ее личностной сформированности. Какие
же черты характера формируются под влиянием музыкального образования?
Категория: Мои статьи | Добавил: Iren (09.04.2011)
Просмотров: 574 | Рейтинг: 0.0/0
Пятница, 26.04.2024, 00:54
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои статьи [90]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz