Устные предметы и музыка
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.
Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык вспоминается больше руками, а не головой.
Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств...
История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке...
Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.
Рассказывает учительница музыки:
<i>Отец моей любимой ученицы Наташи – известный ученый, а потому сторонник целенаправленного воспитания. Будущее своей дочери он видел в науке. Занятия дочери одновременно в музыкальной и художественной школе его очень беспокоили, так как он считал, что она зря «распыляет» свой потенциал. А участие в конкурсах и концертах он считал нецелесообразным растрачиванием сил.</i>
<i>Свои соображения он излагал на бумаге. В дневнике девочки я часто находила записки, в которых говорилось, что, хотя его дочери и «не наступил медведь на ухо», талант у нее явно отсутствует, а значит, и нет смысла заниматься музыкой. Он предлагал провести следующий эксперимент: пусть Наташа на время оставит занятия, и если она по собственной инициативе не подойдет к инструменту, то музыку надо бросать, чтобы зря не тратить время. У меня сжималось сердце. Иногда я, уступая просьбе отца, спрашивала у девочки: «Наташа, может быть, попробуем сделать так, как советует папа?» – но она отвечала отказом.</i>
<i>Ничего не изменил и приход отца в школу (надо пояснить, что наша школа-гимназия имеет музыкальный класс). Выкроив время, он пришел поговорить с нами с глазу на глаз, пытаясь убедить нас в том, что исполнительское мастерство – не стезя его дочери. Он так и сказал: «У нее другая стезя». – «Не волнуйтесь, – уговаривала я его, если ребенка освободить от "лишнего” занятия, качество других не возрастет. Ваша девочка успевает везде, хватит времени и на науку, в ней как бы сидит жажда познания». «Какая еще там жажда?» – снисходительно улыбнулся ученый муж, но все-таки «отпустил вожжи». На экзамене моя любимая ученица играла так, что я старалась скрыть слезы радости. Это было ее первое выступление – ее первый звездный час. Она показывала не технические результаты – ее чувство музыки было превосходным. Она играла не учебную программу. Она играла свою жизнь, и под ее игру я вспомнила и то, как она пришла ко мне в первый раз, и папины послания, и запреты участвовать в конкурсах, обильно политые слезами девочки... Из нашей с ним борьбы – увы! – никто не вышел победителем, потому что после экзамена Наташа призналась мне, что хочет быть художником. А может быть, в этом есть заслуга и музыки?</i>
Конечно, есть. Во-первых, девочка могла выбрать<i>, </i>чем ей заниматься в дальнейшем, потому что имела представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, она приняла самостоятельное, независимое ни от мнения учителя, ни от мнения отца решение, что говорит о полной ее личностной сформированности. Какие же черты характера формируются под влиянием музыкального образования?
|