Ирина Петровна Погодина - музыкант, педагог, методист
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Песенное творчество первых чувашских композиторов: идеология и искусство (исследование)

В истории чувашской музыки 1917-1920-е гг. стали периодом формирования национальной композиторской школы, первыми представителями которой были С.М.Максимов, Ф.П.Павлов, В.П.Воробьев. Возникновению данного феномена способствовали резкие социально-культурные изменения, происходившие в обществе после революций 1917 г. В новом государственном устройстве создавались условия для реализации накопленного художественно-эстетического, интеллектуального потенциала этноса. Для чувашского народа началось иное историческое измерение. В 1920 г. возникла национальная государственность, создана Чувашская автономная область, в 1925 г. она преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Получила развитие инфраструктура художественной культуры. Деятелями культуры новая эпоха воспринималась, как заря национального возрождения. Многие из них были приглашены на ведущие государственные посты.

Создавая позитивные условия, советская власть одновременно формировала новые структуры повседневности. Необыкновенно сильное по своему эмоциональному воздействию хоровое пение революционных песен, распространенное в среде большевиков, использовалось в идеологических интересах. В чувашскую среду проникали песни-символы новой власти «Интернационал», «Марсельеза», «Варшавянка». Однако распространению революционных песен препятствовал языковой барьер. Развернулась работа по переводу текстов революционных песен на чувашский язык. Это не решало проблемы в полной мере, поскольку их интонационный строй не был привычен для аудитории. Возникала острая необходимость в формировании национального песенного репертуара.

Решить поставленную задачу были призваны первые чувашские композиторы. В высказываниях деятелей культуры ощущалось осознание важности возложенной на них миссии – создания музыки нового типа, соответствующей запросам меняющегося социума: «исторический смысл нашей эпохи требует от нас, чтобы мы творили новую жизнь, создавали новую культуру, новое социалистическое общество». Идея создания советского национального искусства возбуждала воображение творческой интеллигенции, однако пути к нему были еще не известны. Основным и единственным требованием к творчеству со стороны руководства автономии являлась идеологическая установка. В 1921 г. по итогам II Чувашского областного съезда деятелей просвещения «задачи современного искусства определяются так: а) надо показать народу наглядно сторону неприглядного прошлого; б) надо в ярких и привлекательных красках нарисовать картину будущего коммунистического общества; в) через искусство преобразовать психику, подсознательную волю обывателя в сторону революционных симпатий, и довести массу в этом отношении до полного отвращения от капиталистического прошлого». Искусство оценивалось, как эффективный способ манипулирования общественным сознанием. Отвечая «социальному заказу» современности, композиторы включались в пропагандистскую деятельность. Идеологические установки эпохи формировали содержание первых песен чувашских композиторов. Произведения транслировали установки советской действительности. В частности, в песнях В.П.Воробьева «Ленин» затронут образ В.И.Ленина, «Комсомольских частушках» – тема ликвидации безграмотности, «Пионерской песне» С.М.Максимова – лозунги пионерского движения и др.

Если в поэтическом отношении песенный жанр быстро вписался в изменившееся социальное пространство, то в интонационном плане происходили более сложные процессы. Первоначально в поиске советского национального музыкального стиля композиторы избрали установку на чувашское традиционное искусство. Первые песенные образцы создавались в соответствии с канонами фольклорного музицирования: «иной раз создается даже впечатление, что композитор сознательно «подавляет» свою индивидуальность, стремясь возможно точнее и ближе подойти к типу «народной» песни». Это проявляется в использовании соответствующих жанров, ангемитонно-пентатонической ладовой системы, квантитативного типа ритмики и др. Однако дальнейший процесс советизации общества требовал от композиторов иной музыки. Ярко выраженный этнографический характер первых чувашских песен не соответствовал настроениям советского мировоззрения, поэтому начиная с 1927 г. музыкальный стиль сочинений изменился. Впервые в чувашской музыке появились произведения, в комментариях к которым указано: «массовая песня». Это сочинения Ф.П.Павлова «Дружно в ногу» и С.М.Максимова «Лапоть». Интонационный строй опусов интегрировал свойства революционной и чувашской народной музыки.

Песни написаны в жанре марша, не имеющего аналога в фольклорной традиции. В чувашской культуре массовое движение являлось частью обряда «уяв» («весенние хороводы»), но сам характер шага был иного свойства. По описанию русского писателя Н.Г.Гарина-Михайловского «девушки пели в пол-оборота, одна за спиной у другой. Один шаг они делали большой, останавливались и тихо придвигали другую ногу» [4, C.113]. Хождение строем стало принципиально новым вид моторики нации, возникший под влиянием советской культуры. Иные стилистические характеристики выражены в использовании квалитативного типа ритмики, тонально-гармонической системы, преобладании в интонационном строе активных ритмоформул: в песне С.М.Максимова «Лапоть» применен пунктирный ритм, в песне Ф.П.Павлова «Дружно в ногу» – «прием скандирования» четвертными длительностями. Национальная специфика произведений сохранилась в виде опоры на ангемитонно-пентатонический звукоряд. Однако в песне Ф.П.Павлова «Дружно в ногу» уже наблюдался процесс выхода мелодии за пределы пентатоники: во второй фразе мелодии затрагивался диатонический полутон. Новые песенные интонации отвечали социалистическом мировосприятию, поэтому они получили высокую оценку со стороны современных критиков: «обладая основными творческими качествами необходимой нам музыки: энергией, бодростью, волевой напряженностью и простотой восприятия, песня сохраняет своеобразный колорит и национальные особенности. Она имеет в то же время интернациональное значение и

в качестве массовой песни может быть в переводе использована по всему Советскому Союзу».

В песенном творчестве С.М.Максимова, Ф.П.Павлова, В.П.Воробьева представлен процесс постепенного формирования канонов чувашского советского искусства. Отвечая «социальному заказу», авторы включились в процесс построения новой «социалистической картины мира». Искренняя убежденность, вера в коммунистические идеалы первых чувашских композиторов транслировалась через их произведения широким массам. Политические символы эпохи находили талантливое воплощение в художественных формах. Впоследствии идеологическая направленность станет обязательным компонентом творчества советского периода. В соответствии с запросами времени происходила кристаллизация национального музыкального языка. Ярко выраженный этнографический характер первых песенных образцов постепенно сменился синтезом традиционных чувашских и «иноязычных»

советских элементов. Найденный в конце второго десятилетия XX в. новый интонационный стиль песен ляжет в основу дальнейшего развития национальной профессиональной музыки.

Категория: Мои статьи | Добавил: Iren (03.09.2011)
Просмотров: 1250 | Рейтинг: 0.0/0
Пятница, 29.03.2024, 14:06
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои статьи [90]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz