Четвертый класс
Голоса наличных синтезаторов из банков клавишных (различные виды фортепиано, органов и др.) и хроматических ударных инструментов; голоса струнных (смычковых, щипковых и плекторных), деревянно-духовых (язычковых и лабиальных) инструментов и различных представителей басовой группы. Разновидности паттернов народной и современной популярной музыки: кантри, латиноамериканские, карибские, поп, рок.
Тональности до четырех знаков при ключе. Трезвучия тонической, доминантовой и субдоминантовой групп. Трезвучие с секстой. Обращения трезвучий и доминантсептаккорда. Триоль.
Мелодия и бас как основа музыкальной ткани. Формообразующая функция гармонии, фактуры и тембра. Форма рондо.
Синтезирование и обработка сигнала на основе программ-аудиоредакторов.
Чтение с листа пьес уровня трудности 2 класса. Игра в ансамбле, аккомпанемент вокальной и инструментальной партиям. Подбор по слуху знакомых произведений с имитацией фактуры оригинала.
Импровизация в медленном темпе мелодического узора на основе простейших гармонических последовательностей (например, |С | // |Dm | // |G7 | // |С
|
JC |Am |Dm |G7|; |Cm | // | // | // |Fm | // | // | // |G7 | // | // | // |; |Cm |Bb |Ab |G7| и т.п.) с применением приемов арпеджирования и опевания аккордовых звуков под автоаккомпанемент педагога или в режиме «свободного сеанса»
(free session) автоаккомпанемента. Возможно сочинение для синтезатора небольших пьес на предложенный сюжет и песен.
Дальнейшее совершенствование творческих навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии с применением трезвучий II, III и VI ступеней, а также трезвучий с секстой в 12-16 тональностях; выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки; художественно обоснованный выбор мелодического голоса, относящегося к той или иной подгруппе струнных, духовых, клавишных или хроматических ударных инструментов при инструментовке пьес, написанных в простых, вариационной и рондообраз-ной формах, тембровые миксты (dual mode) и
автогармонизация (auto har-monie) в
мелодическом голосе, обогащение его фактуры с помощью звукового колеса (pitch bender) и
режима портаменто.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки 14-18 (7-9) различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.
Возможности, открываемые компьютерными технологиями в музыкальном творчестве. Предназначение электронных музыкально-аппаратных средств:
компьютера, звуковой карты или модуля, клавиатуры-контроллера, магнитофона, динамиков и др. МИДИ-соединение. Физическое оборудование и про
граммное (системное и прикладное) обеспечение компьютера. Основные компоненты и стандартные операции загруженной операционной системы . Ознакомление с программой-нотатором (например. Finale, Encore или
Mosaic): возможность введения в память компьютера и редактирования (с помощью мыши, компьютерной или МИДИ-клавиатуры) нотного текста. Ознакомление с простейшими программами-автоаранжировщиками (например, Easy Keys).
За учебный год ученик под руководством педагога с помощью одной-двух программ - «музыкальных конструкторов» и программы-автоаранжировщика должен в виде компьютерных файлов создать 8-10 (4-5)* музыкальных композиций, а также набрать в нотном редакторе текст 3-5 (2-3) небольших пьес. далее
|