Изобретение электромузыкальных инструментов, ставшее одним из результатов научно-технической революции, привлекло большое внимание музыкантов. Связанное с этими инструментами расширение тембровой палитры, увеличение динамического размаха звучания, возможность свободного управления его пространственными характеристиками способствовало значительному расширению
образной
сферы музыкального искусства, послужило основой для формирования ряда его новых жанров - академических (электронная, конкретная, магнитофонная, живая электронная музыка и др.) и массовых (поп- и рок-музыка).
Бурное развитие новых информационных технологий в последние десятилетия двадцатого века обусловило процесс компьютеризации электронного инструментария. Новые цифровые музыкальные инструменты: синтезаторы, сэмплеры, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и др. при улучшении качества звучания и расширении функциональных возможностей по сравнению со своими предшественниками - аналоговыми электронными инструментами - отличаются простотой управления, комлактностью и дешевизной. Вследствие чего эти новые инструменты не только прочно обосновались в профессиональной музыке, но получают все более широкое распространение и в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Это объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игре на этих инструментах и
приобщения
таким образом широких масс людей к музыкальной культуре.
Цифровые инструменты предъявляют музыканту иные, по сравнению с традиционными механическими или электронными аналоговыми инструментами, более универсальные требования. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трех ролей: композитора, исполнителя или звукорежиссера, то сегодня, опираясь на новый инструментарий, он объединяет в своем творчестве все эти виды деятельности. Действительно, чтобы озвучить на синтезаторе или в студии компьютерной музыки нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа наличных электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту и соответственно скорректировать фактуру изложения, то есть создать проект его аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект - исполнить его или ввести в память инструмента (исполнительская деятельность), а также - выстроить виртуальную электроакустическую среду звучания (то есть провести звукорежиссерскую работу)-. Иногда при этом необходимо внести те или иные поправки в тембры синтезатора или даже создать их новые оригинальные разновидности (то есть выступить в роли изготовителя виртуальных музыкальных инструментов).
Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно - простым и продуктивным.
ДАЛЕЕ
|